152-ФЗ: Гайд по подготовке компании к уведомлению Роскомнадзора как оператор персональных данных в 2025 году
Добрый день друзья! Подготовленный мной документ должен помочь вам пошагово понять процесс подготовки вашей компании и бизнеса к подаче уведомления в Роскомнадзор (РКН). В этом Гайде мы довольно подробно разберем каждый этап, который нужно знать, чтобы избежать штрафов и правильно организовать работу с персональными данными.
Данный документ поможет вам, но, по нашему мнению, для корректной подготовки нужно либо обратиться к профессиональным юристам, либо организовать все самостоятельно, но при помощи профессионалов! Если вам потребуется помощь для размещения на вашем сайте всех необходимых уведомлений и страниц, то команда Мульти Сайт всегда рядом и готова помочь.
Шаг 1. Определите, является ли ваша компания оператором персональных данных
Кто такой оператор?
Оператор персональных данных— это любая компания, ИП или физическое лицо, которые собирают, хранят, используют, обрабатывают и передают персональные данные других людей.
Под персональными данными понимается любая информация, позволяющая идентифицировать человека прямо или косвенно:
- ФИО;
- телефон, email;
- IP-адрес посетителя сайта;
- cookie-файлы;
- голосовые сообщения в мессенджерах;
- геолокационные метки;
- фотографии сотрудников и клиентов;
- информация из социальных сетей (например, Instagram, ВКонтакте и пр.).
Важный вопрос:
Является ли контакт из Нельзяграм или ВК персональными данными?
Ответ: Да, если вы получаете и храните контакты пользователей из соцсетей (например, имя, телефон, почту или другую идентифицирующую информацию) для использования в вашем бизнесе (запись на консультацию, доставка товара, рассылки и т.д.), то это персональные данные.
Что проверять?
- Какие именно данные вы получаете от клиентов или сотрудников?
- Где и как эти данные хранятся?
- Для каких целей вы их используете?
- Есть ли у вас формы на сайте, чат-боты, мессенджеры, email-рассылки?
Закон: п.2 ст.3 Федерального закона №152-ФЗ
Шаг 2. Проведите аудит персональных данных в вашей компании
Цель аудита:выяснить, какие персональные данные собирает компания и соответствует ли ваша деятельность закону.
Что нужно сделать:
- Составьте список всех источников сбора персональных данных (сайт, формы заявок, CRM, соцсети, email и т.д.)
- Проверьте, какие именно данные вы собираете и храните.
- Проверьте соответствие вашим целям сбора (зачем вы собираете данные?).
- Убедитесь, что вы не собираете лишние данные, которые вам не нужны.
Пример: если для регистрации клиента достаточно телефона и ФИО, то собирать дату рождения, паспорт или адрес необязательно.
Шаг 3. Подготовьте обязательные документы по 152-ФЗ
Вам потребуются следующие документы:
1. Политика конфиденциальности (политика обработки персональных данных)
Это публичный документ, обязательный для публикации на вашем сайте или в соцсетях. В нем нужно прописать:
- Какие данные вы собираете
- Зачем вы их собираете
- Как храните и защищаете
- Кому передаете
2. Согласие на обработку персональных данных
Должно быть получено от каждого человека, чьи данные вы собираете. Например, через специальный чек-бокс на сайте.
3. Приказ о назначении ответственного за обработку персональных данных
Обязательно наличие ответственного человека в компании.
4. Инструкция и регламенты для сотрудников
Четко пропишите правила работы с персональными данными, чтобы ваши сотрудники не допустили ошибок.
Подробнее о документах — на сайте Роскомнадзора.
Шаг 4. Техническая защита персональных данных
Вы обязаны обеспечить техническую защиту персональных данных. Минимальный набор требований:
- пароли и авторизация сотрудников для доступа к базам данных;
- антивирусная защита всех устройств;
- ограничение доступа к данным (только для тех, кому это необходимо);
- шифрование персональных данных (например, SSL на сайте);
- регулярные резервные копии данных;
- журналирование и отслеживание доступа к данным.
Это не просто рекомендации, а требования законодательства.
Шаг 5. Подача уведомления в Роскомнадзор
Вы обязаны уведомить РКН, если являетесь оператором персональных данных.
Что указывается в уведомлении:
- данные вашей компании (название, ИНН, адрес и т.д.);
- категории персональных данных, которые вы обрабатываете;
- цели обработки (например, исполнение договора, маркетинг и т.д.);
- описание мер, которые принимаются для защиты данных;
- информация об ответственном за обработку данных;
- информация о том, передаются ли данные третьим лицам (облака, email-рассылки и др.).
Подача происходит через специальную электронную форму на официальном сайте
Роскомнадзора: Форма подачи уведомления
Что будет, если не уведомить РКН и допустить нарушения?
С 30 мая 2025 года вступают в силу серьезные штрафы:
- за отсутствие уведомления или ошибки в уведомлении — от 150 до 300 тыс. руб.
- утечка персональных данных — от 3 до 15 млн руб.
- повторные нарушения или сокрытие утечек — до 3% от годового оборота компании.
Дополнительные советы предпринимателям
- Минимизируйте сбор данных: меньше данных — меньше рисков.
- Постоянно актуализируйте документы: меняйте политику и регламенты по мере изменения закона или ваших бизнес-процессов.
- Обучите сотрудников: регулярно напоминайте правила обработки персональных данных.
Полезные ссылки
- 152-ФЗ в КонсультантПлюс
- Роскомнадзор. Часто задаваемые вопросы
- Полезные материалы от Роскомнадзора для бизнеса
Теперь вы готовы к тому, чтобы грамотно и безопасно организовать работу с персональными данными и уведомить РКН. Следуйте гайду шаг за шагом и избегайте рисков и штрафов.
Если вам нужна дополнительная помощь, обращайтесь к профессиональным юристам по персональным данным.