Гнаться или нет за созданием интернет-магазина в карантин
22 апреля 2020 года… Мир закрыт на карантин. Бизнес в России и за рубежом под замком самоизоляции.
Предприниматели ищут выход, который порой принимает отчаянные формы:
«Сделайте мне интернет-магазин за 2 недели!»
За месяц с момента введения изоляционного режима в нашу веб-студию (мы перешли на удаленную работу из дома), не раз и не два поступали подобные звонки. Собственно, именно это и послужило поводом для написания данной статьи и обращения руководителя «Мульти сайта» к бизнесменам Калининградской области в радиоэфире.
Затевать в горячке интернет-магазин: здравая ли это мысль?
Долой панику. Давайте вместе сделаем глубокий вдох. Теперь выдох. И уже с холодной головой спросим себя снова: зачем вам через 2 недели интернет-магазин?
Мы сейчас обращаемся не к фирмам, доставляющим еду из ресторанов и не успевшим сделать сайт до карантина. Данный вопрос адресован тем, кто торгует одеждой, хозяйственными и непродовольственными товарами: зачем вам через 2 недели онлайн-магазин? Что вы будете с ним делать?
Предлагаем вместе порассуждать: в той ситуации, в которой оказался из-за коронавируса наш регион, страна да и мир в целом, у людей, что, через 2 недели станет больше денег?.. Нет, уже сейчас зарплаты или не платят, или они сильно урезаны.
Будучи SEO-специалистами, которые по многим тематикам собирают статистику переходов на сайты из поисковой выдачи, констатируем: количество запросов, которые в адресной строке Яндекса и Google вбивают пользователи, по всем товарам непродовольственного сегмента просело в несколько раз:
Для сайта city-rent39.com (автопрокат): позиции на 28.03.20 — 66% ТОП-10 Яндекса, 71% ТОП-10 Google; на 22.04.20 — 59% ТОП-10 Яндекса, 70% ТОП-10 Google.
Для сайта bes39.ru (путешествия): позиции на 28.03.20 — 92% ТОП-10 Яндекса, 13% ТОП-10 Google; на 22.04.20 — 87% ТОП-10 Яндекса, 16% ТОП-10 Google.
Таким образом, при почти одинаковых позициях сайтов в марте и апреле 2020 года, замечено снижение общей посещаемости сайтов более чем в 3 раза. И если для сайта city-rent39.com в июне спрос на услуги начал восстанавливаться, т.к. их целевая аудитория — люди, приезжающие в Калининградскую область, то у сайта bes39.ru спрос не восстановился из-за ограничений, связанных с закрытием границ.
Также для примера: если в прошлом году по Калининграду запрос «купить бетон» делало 2024 человека в период с февраля по март, сегодня это всего лишь 1050:
То есть спрос упал в 2 раза. Очевидно, что у потенциальных покупателей просто нет денег. И рассчитывать на то, что спустя 2 недели они кинутся покупать товары в новоиспеченном интернет-магазине, — утопия.
Прогнозы на июль и сентябрь 2020-го
Судя по статистике заболеваемости, в России карантин продержится еще месяца два, не меньше. Когда организации вновь откроются и люди выйдут на работу, что в первую очередь сделают те, кто получат зарплату?
- Раздадут долги.
- Отложат часть денег на вторую волну.
Да, вчерашние покупатели станут приучать себя откладывать средства и уже не потратят бездумно 4000 р. на приятную мелочь. Спрос на товары и услуги не первой необходимости просядет, поскольку потенциальный клиент будет придерживать деньги, каждая его трата станет осмысленнее.
Только через 4 месяца, к сентябрю, потребитель начнет раскачиваться. И только через 4 месяца рынки начнут понемногу подниматься. Вот именно тогда и возникнет надобность в интернет-магазинах. Но не сегодня и не через 2 недели.
Экспертное мнение
Мнение эксперта в интернет-торговле, руководителя студии «Мульти сайт» М. Кучма:
Обращаюсь к здравым предпринимателям и здравым руководителям: сегодня — то самое время, когда имеет смысл заглянуть дальше, чем на 14 дней вперед, и задуматься, что из себя будет представлять ваш бизнес через 3-4 месяца и через 6. Вот если через полгода у вас не будет интернет-магазина — это беда.
Потому что вирус никуда не денется. Всё, мы с ним живем. Это данность. Какое-то количество людей будет постоянно его распространять, а какое-то количество им болеть. И лично я после снятия самоизоляции в магазины не пойду, а я — тот потребитель, который готов тратить деньги. У меня они есть. Но зачем я буду рисковать здоровьем и посещать ТЦ? Нет, я буду покупать в интернет-магазине.
Но на сегодня, на 22 апреля, и я не покупаю, потому что не знаю, что будет завтра. Поэтому лучше я деньги придержу. Основная масса людей рассуждает так же. Все мы начнем делать покупки через 4 месяца, через полгода, но не пойдем ни в рестораны, ни в магазины — будем покупать онлайн. Мир поменялся. И стряпать под изменившийся мир интернет-магазин на скорую руку — абсурд:
- во-первых, вы за полмесяца бизнес-процессы не отладите так, чтобы данный инструмент заработал как надо;
- во-вторых, покупателей у вас на карантине не будет.
Я говорю так не потому, что за 2 недели ни одна веб-студия не возьмется сделать вам сайт (бога ради, можно заказать шаблонный интернет-магазин на «Тильде» и у нас. Все удовольствие стоит 60 000 р. Зальем за 15 рабочих дней 100 карточек товаров). А потому, что призываю вас сегодня подумать о завтрашнем дне.